*
Главная » Фотография » «На границе миров»: катартический фильм о коварной любви, чувстве прекрасного и трудностях ассимиляции

«На границе миров»: катартический фильм о коварной любви, чувстве прекрасного и трудностях ассимиляции

«На границе миров»: катартический фильм о коварной любви, чувстве прекрасного и трудностях ассимиляции

В мае 2018 года на 71-м Каннском международном кинофестивале вторую по значимости премию – «Особый взгляд», получила шведско-датская картина «На границе миров», снятая молодым режиссёром иранского происхождения – Али Аббаси. Это фэнтези, которому был присвоен рейтинг «18+», Швеция также выдвинула на «Оскар 2019» в номинации «Лучший фильм на иностранном языке». И хотя в итоге «На границе миров» посоревнуется только за лучший грим и причёски, фильм однозначно заслуживает внимания.

Жанр фильма «На границе миров» чаще всего определяют как фэнтези, но на самом деле он намного шире: это и триллер, и детектив, и даже социальная драма. Не говоря уже о возрастных ограничениях к просмотру, которые объясняются сразу несколькими причинами. Через полгода после премьеры на Каннском кинофестивале картина вышла в прокат, и только в США собрала более 770 тысяч долларов, что является неплохим показателем, учитывая все особенности фильма. Но всё же «На границе миров» ждёт не столько кассовый успех, сколько прямой путь к культовому статусу и эпитетам наподобие «самый странный», «магический», «шокирующий», «самый неожиданный».

С другой стороны, очень многие называют фильм отталкивающим и мерзким, даже бредовым. Несмотря на то, что сам режиссёр определяет «На границе миров» как «очень европейский фильм», он существенно выделяется на общем фоне, а главное – вызывает эмоции, заставляет задуматься. Что же делает картину такой особенной?

Шведский Стивен Кинг

«На границе миров»: катартический фильм о коварной любви, чувстве прекрасного и трудностях ассимиляции

В основу сценария фильма положен одноимённый рассказ (в оригинале, как и фильм, он называется «Граница») шведского мастера хоррора – Юна Айвиде Линдквиста. Он наиболее всего известен благодаря своему дебютному роману о вампирах – «Впусти меня» (2004), который экранизировался дважды: шведами («Впусти меня», Томас Альфредсон, 2008) и американцами («Впусти меня. Сага», Мэтт Ривз, 2008). Линдквист принимал участие в адаптации романа к обоим фильмам, и «На границе миров» исключением не стал.

В фильме очень явно просматриваются характерные черты творчества шведского писателя: мистическая атмосфера, соединение обычной жизни со сказочными мотивами, акцент на переживаниях человека или, что даже чаще, существа, наделённого человеческими эмоциями. Но именно в картине «На границе миров» есть ещё один пласт, развить который ему помог соавтор сценария, а также режиссёр – Али Аббаси.

Читать на эту тему:  Лофотенские острова: фотографии с дрона Павла Учорчака

Иранский странник

«На границе миров»: катартический фильм о коварной любви, чувстве прекрасного и трудностях ассимиляции

В 2002 году Али Аббаси бросил учёбу в Тегеранском политехническом университете и отправился в путешествие по Европе, после чего остался в Стокгольме, чтобы изучать архитектуру. В 2007 году он получил диплом бакалавра по архитектуре, а также параллельно занимался писательской деятельностью. Несколько из его рассказов были опубликованы. Однако впоследствии иранец избрал новый путь самовыражения – он поступил на факультет режиссуры в Датскую национальную киношколу.

Уже первый полнометражный фильм Аббаси – мистический триллер «Шелли» (2016) был представлен на Берлинском кинофестивале в номинации «Лучший дебют». Но его вторая работа – фэнтези «На границе миров» (2018) стала настоящим событием 71-го Каннского кинофестиваля и получила вторую по значимости награду – премию «Особый взгляд».

В этом фильме 37-летний Аббаси проявил себя не только как талантливый режиссёр, но и в полной мере реализовал своё мастерство писателя и сценариста. Ему самому, как эмигранту и представителю совершенно иной культуры, были очень близки проблемы ассимиляции, толерантности и прочие трудности существования на границе миров. Поэтому сотрудничество иранского странника Аббаси со шведским мастером хоррора Линдквистом получилось удивительно продуктивным и гармоничным.

Жизнь на границе миров

«На границе миров»: катартический фильм о коварной любви, чувстве прекрасного и трудностях ассимиляции

В центре повествования фильма «На границе миров» находится Тина (Ева Меландер) – женщина неопределённого возраста, работающая на таможне в шведской пограничной службе. У неё очень необычная внешность: грубые черты лица, которое напоминает львиную морду (некоторые зрители отметили сходство с Александром Реввой, а позже раскрывается даже одна интересная созвучность), волосы напоминают паклю, зубы кривые и коричневые, фигура тоже очень далека от совершенства. И хотя толерантные шведы, за исключением некоторых инцидентов, как будто бы не обращают на это внимание, Тину явно тяготит человеческое общество. По-настоящему счастливой она становится только в лесу, босиком прогуливаясь среди высоких деревьев и животных, наблюдая за насекомыми.

Читать на эту тему:  Имоджен Каннингем - одна из самых независимо талантливых женщин-фотографов США

Тина также обладает одной удивительной способностью, невидимой взору – она ощущает запах стыда, вины, гнева и прочих эмоций. В буквальном смысле слова принюхиваясь к людям, проходящим через таможню, она может легко определить нарушителя, будь то подросток, пытающийся провезти алкоголь, или солидный семьянин с детской порнографией.

Но если абстрагироваться от этих двух особенностей, Тина ведёт обычную жизнь шведской фрекен: живёт с парнем-бездельником, правда, платонически, проведывает в доме престарелых отца, который не всегда её узнаёт, дружит с соседями, ходит по магазинам.

«На границе миров»: катартический фильм о коварной любви, чувстве прекрасного и трудностях ассимиляции

Но всё необратимо меняется, когда через таможню проходит мужчина по имени Вуре (Ээро Милонофф). Внешне он удивительно похож на Тину, даже так же сильно любит природу. Постепенно сближаясь с незнакомцем, запах которого так её манит, главная героиня откроет удивительную правду о себе и об окружающем мире. И этот путь к своей сущности будет очень болезненным, преисполненным сложных решений и неразрешимых вопросов. Пройти его вместе с главными героями авторы фильма «На границе миров» предлагают и зрителям.

В картине очень много неожиданных поворотов сюжета, неоднозначных и красивых сцен. Фэнтезийные и мистические сюжетные линии будут переплетаться с детективными ходами и сценами из повседневной жизни. Всё это подчёркивает пограничную, во всех значениях слова, особенность повествования. Подкрепляет её также очень подвижная, почти «догмианская» манера съёмки и минималистические музыкальные композиции.

Но «На границе миров» это не просто атмосферная сказка, в первую очередь «в ней намёк». Фильм поднимает очень многие сложные вопросы: что такое красота, кто является настоящим монстром, что делает нас людьми, что определяет наше место в мире? Авторы не дают однозначных ответов. Более того, отличная игра Евы Меландер и Ээро Милоноффа вносит ещё больше неоднозначности, они то балансируют на краях разных миров, то сливаются на их границе. И каждый из героев примёт своё непростое решение, заплатив соответствующую цену, ведь именно так и бывает в реальной жизни.

1 февраля, 2019

Оставить комментарий

Ваш email нигде не будет показанОбязательные для заполнения поля помечены *

*

Яндекс.Метрика Adblock
detector